Про старые клады и новые взгляды - 2014

Страница: 12345678910

М.В. Швецов

ПРО СТАРЫЕ КЛАДЫ И НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ

г. Пермь

Пермские букинистические магазины неизменно бедны. Что бы ты ни спросил, получишь вежливый отказ. И лишь случайно, через 2-3 года можешь встретить некогда нужную вещь. Так было и с этой книгой [1], прочитанной запоем. Конечно, имя главного автора Мельниковой мне было известно из работ А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского (далее ФН). А вот купить. … Одно слово - провинция, в том числе и духовная. Сведения в Интернете о монетах и кладах скупы, больше похожи на рекламный продукт, чем на информацию. Но пришло вдруг желание написать статью для сайта. Уж больно много мыслей и идей вызвала добытая книга. Чего стоят только строки о вскрытии клада испанского серебра в Ипатьевском переулке г. Москвы в 1970 году. Нет, не поклонник я серебра и злата, тем более не слуга и не жертва, а вот взглянуть захотелось. Но когда ещё поедешь в Исторический музей столицы? Однако вопрос неотступно навис над своим добровольным ответчиком: «Так ли уж то серебро «испанское» из XVII века?»

Для начала собственного расследования кладов отметим, что авторы книги прошлого века (по научной традиции) относят небезызвестного путешественника Сигизмунда Герберштейна [2] к числу «австрийских» подданных. Подобная инерция мышления сохраняется и сегодня, хотя ФН показали, что «Австрия» - это старое название Руси [3, с. 264]. Есть другие разделы исторической науки (берущей начало в политологии и уподобляющейся средневековой схоластике), которые она полагает худо-бедно решёнными или надёжно отнесёнными к тому или иному источнику. Так, принято неукоснительно называть серебряные блюда с изображениями животных, найденные преимущественно на Урале и покоящиеся в Эрмитаже, иранскими, хотя в самом Иране их и не найти в таком количестве. Но оказывается, численными сравнениями учёных не пронять. Однако сия ситуация мне как дилетанту стала более или менее понятна лишь при чтении дневников Ю.Н. Рериха [4], который сам неизменно выискивал следы «звериного стиля» во время экспедиций. Он писал так: «с. 338. Иранские племена были распространителями «звериного стиля. … Самое раннее известное сообщение о проникновении иностранных центрально-азиатских элементов в страну, населённую тибетскими племенами, найдено в Шики известным историком Сзи-ма-цьеном. … Часть Юе-чи, иранское племя Центральной Азии, населяющее современную провинцию Кнсу и Южный Алашан, ... мигрировала в горную страну южнее от настоящей китайской провинции Кансу и стало постепенно сливаться с аборигенным тибетским населением гор. Эти переселяющиеся кочевые племена принесли с собой кочевую культуру и племенной эпос. Они также принесли это высоко условное искусство кочевников Центральной Азии, отличающееся животным орнаментом и длинными тяжёлыми мечами, которые до сих пор ещё являются любимым вооружением тибетских кочевников».

— 1 —
Страница: 12345678910