Учителя мудрости

Страница: 123456 ... 34

Джон Г. Беннетт

Учителя Мудрости

ПРЕДИСЛОВИЕ К НОВОМУ ИЗДАНИЮ


Книга Учителя Мудрости представляет собой итог многолетней работы
автора. По своему содержанию она похожа на те жизненно важные знания,
которые отец должен передать своему сыну, или великий учитель должен
оставить своим последователям, примерно, с такими словами: "Это я вынес из
своей жизни. Воспользуйтесь этим сами и передайте своим потомкам". Тем не
менее, книга отражает не просто собственное понимание автором смысла
человеческой жизни, это панорама традиционной мудрости, пробуждающей и
поддерживающей самоотверженную Любовь на Земле. В книге изложено
неуклонное развитие сознательности на нашей планете, а также теория
Демиургического разума, направляющего природу к ее окончательной
реализации, появлению существ, "такой взаимной любви, и такой мудрости,
которые бы позволяли им действовать, как единое целое, сохраняя при этом
индивидуальную свободу ".

Согласно теории Беннетта, судьба Земли регулируется Демиургическим
разумом. Он действует за пределами видимых форм природы, человеческой
жизни и даже вне рамок самого человеческого сознания. В то же время, следует
отличать великий, но, все же, ограниченный, Демиургический разум от
Абсолютного Источника. Теория Беннетта, как и Новая Физика, представляет
собой попытку объяснить феномены, о существовании которых мы знаем, но не
можем наблюдать их непосредственно. Теорию можно назвать "метафизикой",
которая выходит за рамки, как физики, так и наиболее всеобъемлющих
духовных концепций; она объединяет и наполняет смыслом, различные, обычно
не связываемые друг с другом феномены, в особенности, относящиеся к древней
истории, антропологии и истории религий.

Объем знаний автора просто невероятен. Читая Учителей Мудрости,
открываешь непрерывную нить смысла жизни на Земле, прослеживаемую
человеком, который действительно имеет право на выполнение этой
колоссальной задачи. Со времени первой публикации, эта книга заняла одно из
наиболее почетных мест в моей библиотеке и неоднократно мной
перечитывалась. Каждый раз, когда увеличиваются мои познания в вопросах,
относящихся к теме данной книги, я отмечаю, что анализ Беннетта
предвосхищает и направляет далее мое понимание. Следует отметить также,
удивительную способность автора суммировать большое количество
информации, знаний и понимания всего в нескольких предложениях.

Возможно, сегодня мы можем лучше, чем прежде оценить значение
этой книги. Многие из вопросов, обсуждаемых в ней, были гораздо меньше
знакомы основной массе читателей в 1977 году. Одной из основных тем,
которые разрабатываются автором, являются эпохи истории человечества за
последние тридцать семь тысяч лет. Изменения начинаются с "сотворения
Адама", которое Беннетт трактует, как формирование членораздельной речи,
важнейшее изменение человеческой анатомии, позволившее человеку в полной
мере реализовать свои возможности. Предыдущая эпоха, известная под
названием века Адама, закончилась приблизительно двенадцать тысяч лет назад.
По мнению автора, в истории человечества можно выделить периоды,
продолжительностью в двадцать пять тысяч лет, которые постепенно набирают
интенсивность к своей середине. Таким образом, мы живем в наиболее
интенсивный период текущей двадцати пяти тысячелетней эпохи.

Настоящая эпоха ознаменовалась зарождением традиционной мудрости,
обеспечившей для человека возможность связи с духовным миром. Беннетт
рассматривает этот период как возникновение "религии", то есть "объединения в
едином духовном действии". Это, в свою очередь, произошло на основе четырех
великих духовных традиций планеты: традиций Великой Матери, Великого
Духа, Бога Творца и Бога Спасителя. Характеризуя эти традиции, как с точки
зрения их уникальных особенностей, так и с позиции их взаимодействия между
собой в различные времена и в различных условиях, автор проливает свет на
подлинную структуру истории религий. Все его удивительные интерпретации
подкреплены огромной фактической базой, что позволяет переосмыслить
религии богинь, шаманизм, откровения 600 – 500 годов до Р. Х. (в том числе,
учения Лао Цзы, Конфуция, Пифагора, Будды и Зороастра), представления
Ессеев, значение Христа, а также вклад Суфизма. Предположение Беннетта о
направлении реализации возможностей человечества полубожественным
Демиургическим разумом представляет собой разновидность "глубокой
экологии", выходящей за рамки всех разрабатывавшихся ранее экологических
учений.

Зачастую, описание событий древности имеет для нас сегодня особое
значение. Иногда трактовка Беннетта полностью противоречит общепринятым
на данный момент представлениям. Так, относительно Минойского общества,
которое до сих пор прославлялось как пример культуры с идеальными
взаимоотношениями мужского и женского населения, Беннетт пишет
следующее: "Приходится верить тому, что рассказывает Платон о жестокости
[Минойского] Крита на вершине своего могущества. Подобная жестокость была
типична для периода упадка Героической эпохи, но никоим образом не
объясняет необычайного ужаса, внушаемого Минойским Критом … Священные
ритуалы поклонения Богу Творцу и Великой Матери были превращены в
спортивные состязания. Бой быков и атлетические соревнования вытеснили
поклонение Богу Творцу и мистерии Богини Матери … Учителя Мудрости
предвидели опасность того, что материалистическая, гедонистическая
философия жизни может возобладать над умами людей, когда основная масса
населения потеряет способность выносить независимые суждения". Читая
подобное описание, невольно подвергаешь сомнению нашу собственную
способность выносить "независимые суждения" в сегодняшнем
материалистическом, гедоническом обществе.

Одним из основных утверждений Беннетта, психологическим
лейтмотивом настоящей книги, является то, что Любовь не может
сосуществовать с обладанием властью; любая гордость разрушает любовь, и для
того, чтобы быть восприимчивым к преображающей силе любви, необходимо
глубокое унижение себя. Христос говорил так: "Тот, кто возвышает себя,
унизится, а тот, кто унижает себя, возвысится". Только это объясняет причину
страданий Христа: "Унижение происходит непроизвольно, когда смертный
человек оказывается перед Непостижимой Истиной. Тем не менее, необходимо
пройти через унижение здесь, в этом мире, для того, чтобы обрести Любовь.
Евангельская история, начиная с Преображения, повествует именно об
унижении".

В то время как главу "Время Христа" можно, в определенном смысле,
назвать центральной и проясняющей некоторые туманные теологические
вопросы относительно миссии Христа, остается лишь догадываться, что написал
бы Беннетт, имей он доступ к последним Христианским изысканиям,
поставившим под вопрос даже само Евангельское повествование. Как известно,
каноническое Христианское учение, в первую очередь, связано с искуплением;
Беннетт же, в свою очередь, приоткрыл завесу действия этого искупления,
посредством силы Любви, передающейся через самоунижение. Он считал, что
во время земной жизни Христа, в высших мирах произошло нечто, недоступное
во всей полноте сознательному разуму, но, тем не менее, имевшее глубочайшие
последствия для жизни человечества. Я думаю, что в следующем отрывке
Беннетт очень тонко трактует тайну силы Любви:

"Любовь не может передаваться, ни через тело, ни через ум, поскольку
является инструментом, или энергией воли. Любовь – это необусловленная
энергия, которая не может передаваться посредством какого-либо причинно-
следственного процесса, физического или ментального. В связи с этим,
необходимо действие вне рамок тела и ума. Это действие, безусловно,
оказывает влияние, как на ум, так и на тело, но они не являются местом его
развития. Любовь живет лишь в свободном, то есть в третьем (духовном) мире".

В свете сказанного следует отметить, что преображающая сила любви
исходит лишь от того, кто полностью отказался от власти и гордости; ее
невозможно имитировать или подделать. "Объединяясь с Любовью, человек
становится Богом, но Божественная Любовь может войти только в совершенно
очистившуюся и освободившуюся от эгоизма душу".

Последние шесть глав книги посвящены истории, личностям, а также
методам, относящимся к одному из направлений Исламского Суфизма –
Ходжаган, или, Учителям Мудрости Центральной Азии. В определенном
смысле, эти главы опровергают утверждение Беннетта, что Любовь не может
передаваться посредством причинно-следственного процесса, физического или
ментального. Задача учителей мудрости заключалась в том, чтобы "показать
силу смирения и слабости, и при помощи этой демонстрации вновь привести
человечество к Любви". Они разработали специальные практики, которые, хотя,
конечно, и не могли гарантировать преображение в любви, тем не менее,
обернулись многовековой чередой очищений и озарений, возможно,
непревзойденной за всю духовную историю. Хотя это и не было отчетливой
системой, и ход подготовки одного ученика мог коренным образом отличаться
от хода подготовки другого, практики опирались на твердые основы Исламского
Суфизма и соответствовали определенным принципам, которые Ходжа Абдаль-
Халик сформулировал как "Принципы Ходжагана".

Эти последние главы представляют собой введение в принципы и
методики одной из наиболее чистых форм Суфизма, чистота которой поможет
вам увидеть и отличить подлинную духовность от многочисленных
фальсификаций, исходящих от вмешивающегося человеческого эгоизма, а также
культа исключительности и власти. Хотя сами учителя следовали
ортодоксальным Исламским практикам, они относились с необычайным
уважением к другим духовным традициям. Религиозный мир Туркестана того
времени был исключительно открытым и свободным. Он был не только
важнейшим центром Ислама, но также и домом христиан, зороастрийцев и
буддистов, которых с радостью принимали в обществах Ходжагана.

С точки зрения Беннетта, истинная духовность должна основываться на
идеи трансформации, которую он определяет как "то, что происходит, когда
человек освобождается от самости и постигает Истину". По словам Йусуфа
Хамадани, одного из первых "учителей мудрости", "Все люди знают, что
Любовь – это высшая Сила, объединившая человека с Богом, но только
освободившийся от самости способен Любить". Он считал, что все западные
системы, погрязшие в греческом рационализме, оставляют без внимания этот
основной принцип трансформации.

Смерть застала Дж. Г. Беннетта, когда он собирался приступить к
написанию последней главы, посвященной современным "учителям мудрости".
По его собственным словам, сложность задачи заключалась не в недостатке
информации, а, наоборот, в ее избытке – нужно было отделить значительное от
незначительного. Наверное, даже хорошо, что вопрос о современных "учителях"
остается открытым, чтобы каждый искренне ищущий человек, мог найти ответ
на него в своем сердце и опыте.

Эдмунд Кабир Хельмински
Январь 1995 г, Вермонт, США.

— 1 —
Страница: 123456 ... 34