История нравов России. Восток или Запад?

Страница: 123456 ... 298

Поликарпов В.С.

История нравов России. Восток или Запад

Ростов, издательство "Феникс", 1995 г.

Введение

В настоящее время происходит рост национального само­сознания русского народа и в связи с этим усиливается инте­рес к прошлому нашего отечества в его различных аспектах. Немаловажное место в этом прошлом занимают нравы импе­раторской России, их эволюция на протяжении двух столе­тий, начиная с Петра Великого и кончая Николаем Вторым. До революционного 1917 года нравам различных слоев рос­сийского общества посвящались статьи, воспоминания, фель­етоны, рассказы; достаточно вспомнить большую статью М.Богословского «Быт и нравы русского дворянства в пер­вой половине XVIII века», воспоминания фрейлины импе­ратрицы Александры Федоровны, баронессы М.П.Фреде­рике, книгу М.И.Пыляева «Старый Петербург», моногра­фию И.Г.Прыжова «История кабаков в России в связи с историей русского народа», рассказы А.П.Чехова, фельето­ны В.Михневича, А.Бахтиарова и т. д. (125, Кн. V и VI; 103; 220; 320). В советское время данная проблема осталась практически неразработанной, хотя имеется ряд художествен­ных произведений, посвященных российским нравам, напри­мер, книга В.В.Крестовского «Петербургские трущобы» (134). Поэтому актуальность предлагаемой читателю моног­рафии не вызывает сомнений и автор надеется, что она будет встречена общественностью с интересом и позволит в опре­деленном аспекте восстановить историческую память нашего народа.

Поскольку объектом исследования выступают нравы рос­сийского общества, постольку необходимо прежде всего иметь четкое представление о том, что такое нравы. В словаре рус­ского языка С.И.Ожегова под нравами понимается «Обы­чай, уклад общественной жизни», а также характеры (186, 370). Иными словами, понятие «нравы» как бы двойствен­но - оно фиксирует стереотипы поведения представителей того или иного социального слоя или группы и вместе с тем обозначает совокупность душевных свойств и черт характе­ра человека. Понятно, что между этими двумя аспектами понятия «нравы» существуют весьма сложные взаимоотно­шения. Уже знаменитый древнегреческий поэт Пиндар гово­рит о «врожденном нраве»:

«А врожденному нраву

Иным не стать -

Ни в красной лисе, ни в ревучем льве» (203, 49).

Ясно, что «врожденный нрав» предполагает такое внутреннее состояние, которое не зависит от чего-то внешнего, что нра­вы имманентно присущи их носителям от природы, неотде­лимы от индивида. И одновременно формирование «нравов» конкретной индивидуальности связано с причинами религи­озно-нравственного и социального порядка. Так, Симеон Полоцкий (XVII в.) в своих стихотворениях и прозаических произведениях не только дал четкую классификацию «нра­вов», но и увязал их с социальным положением человека, подчеркивая значимость условий жизни в формировании нравов. В целом ряде его стихотворений «Торжество», «Казнь», «Суд», «Правитель», «Овцы», «Гражданство» и другие он показывает связь нравов (гордость, несправедли­вость, лесть, зависть, ложь, обман, клевета и пр.) с местом человека на иерархической социальной лестнице. Известное высказывание Симеона Полоцкого о купечестве, склонном к обману покупателей («Купечество»), ярко высвечивает источ­ник злого нрава купцов - стремление к богатству. По его мнению, воспитание, развитие и исправление нравов зависят от христианского вероучения (306, 196). И если в средневе­ковой русской культуре доминировало представление о том, что по природе своей человек склонен более к добру, то уже в XVIII столетии господствует противоположный постулат, что отражает влияние века Просвещения.

— 1 —
Страница: 123456 ... 298