Сочинения в четырех томах. Том 3. Часть 2

Страница: 123456 ... 538

Философское Наследие

том 129

Священник

Павел ФЛОРЕНСКИЙ

сочинения

В четырех томах

ТОМ 3(2)

Издательство «мысль» Москва—2000

ББК 87.3(2) ? 73

РЕДАКЦИЯ ПО ИЗДАНИЮ БИБЛИОТЕКИ «ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ»

Составление игумена АНДРОНИКА (А. С. ТРУБАЧЕВА), П. В. ФЛОРЕНСКОГО, М. С. ТРУБАЧЕВОЙ

Редактор тома игумен АНДРОНИК (А. С. ТРУБАЧ ЕВ)

Портрет на фронтисписе работы худ. Вл. А. КОМАРОВСКОТО Июнь. 1924

Флоренский П. ?., священник ? 73 Сочинения. В 4 т. Т. 3(2) Сост. игумена Анд­роника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А. С. Тру-бачев).— М.: Мысль, 2000.— 623, [1 ] с, 1 л. портр.— (Филос. наследие).

ISBN 5-244-00241-4 ISBN 5-244-00930-3

В настоящем томе завершается полное издание труда «У водоразделов мысли». Часть предлагаемого текста, за ис­ключением раздела «Имена», публиковалась до 1917 г. Большая же часть не публиковалась вообще.

ББК 87.3(2)

© Архив священника

Павла Флоренского. Тексты. 1999

© Игумен Андроник (А. С. Трубачев), П. В. Флоренский, М. С. Трубачева. Составление. 1999

©СМ. Половинкин, игумен Андро­ник (А. С. Трубачев), А. Т. Каза-

ISBN 5-244-00241-4 fSST

ISBN 5-244-00930-3 © Издательство «Мысль». 1999

У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)

Selbst erfinden ist schon; doch glucklich von Anderem Gefundnes, Frolich erkannt und geschatzt, nennst du das weniger dein?

(Gothe,—Vier Jahres-Zeiten. Herbst)1

1 Прекрасно творить самому, но если тебе посчастливилось узнать И оценить созданное другими—разве это не станет и твоим

достоян ьем? (Гёте. Четыре времени года. Осень)

<Часть четвертая) ИМЯ РОДА

(ИСТОРИЯ, РОДОСЛОВИЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ)

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

(Конспект лекций)

J916.VIII.25. Вечер.

Сергиев Посад

1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Мы должны заниматься историей философии. Но если вся­кое научное познание требует сознательности, в чем его пред­мет, каковы его задачи, чем характеризуются его своеобразные методы, то наука философская, к каковой, конечно, относится ист<ория> филос<офии>, требует этого усиленно. В чем же и философия, как не в высшей самоосознанности умственной жизни человека?

Предположим, временно, что мы знаем что такое филосо­фия и сосредоточим пока свое внимание на слове «история» * Ближайший род нашей науки есть история. Наша наука есть историческое познание. И нам естественно спросить себя, осви­детельствовать себя, знаем ли мы что такое история?

Что значит знаем? Прежде всего—умеем дать определение. Для определения требуется genus proximum2*. Genus pro-x<imum> истории будет?.. Судя по тому, что она преподается в этой аудитории, приходится сказать наука. Но так ли это?

— 1 —
Страница: 123456 ... 538