Idries ShahSPECIAL ILLUMINATIONThe Sufi use of HumourLondon, 1978Идрис ШахОСОБОЕ ОЗАРЕНИЕ:Как суфиииспользуютюморМосква, 2000 Идрис Шах, Великий Шейх суфиев, писатель и ученый, родился в Сим-ле (Индия) 16.06.1924 г. в выдающейся Хашимитской семье, родословная и титулы которой восходят к Пророку Мухаммеду, что подтверждено и засвидетельствовано докторами исламского права в 1970 г. Шах — автор двадцати одной книги, изданных на двенадцати языках и в более чем сорока пяти изданиях по всему миру. Тематический материал этих книг охватывает путешествия, библиографию, литературу, юмор, философию и историю, но их автор наиболее известен своими работами в области суфийской мысли — в форме, применимой к культурам как Востока, так и Запада. Полный спектр его деятельности осветить невозможно: он был советником ряда монархов и глав государств, членом-основателем Римского Клуба, директором по науке Института Культурных Исследований, членом правления Королевского Гуманитарного Общества Королевского Госпиталя и Дома неизлечимо больных, активно участвовал в ряде программ гуманитарного и научного направления. Он награжден Удостоверением Заслуг Международного Словаря Биографий за Выдающееся Служение Человеческой Мысли. Умер в Лондоне 23.11.1996 г. © X. Б. Номадов, перевод с английского, 1998 © САМПО, 2000 4 ОСОБОЕ ОЗАРЕНИЕ: КАК СУФИИ ИСПОЛЬЗУЮТ ЮМОР Gar tajalli-i-Khas Khahi, surat-i-insan bebin: Dhat-i-Haqqra ashkara andamni khandan bebin. Если ты ищешь особого озарения, взгляни на лицо человека: В смехе его ясно узри Сущность Абсолютной Истины. Это важное утверждение Джалаледдина Руми, одного из величайших суфийских мастеров, полностью противоречит тем многочисленным постнолицым святошам всех вероисповеданий, которые считают, что юмор разрушает внушение — все, что они обычно могут предложить. Даже не будет преувеличением утверждать, что различие между вырожденными суфийскими культами и реальным посланием содержится в ответе на вопрос, имеет ли предполагаемый мистик чувство юмора и использует ли он юмор. Хотя в современном мире такая позиция из-за растущего числа фанатиков едва ли приемлема для их многочисленных жертв, так было не всегда. Платон, если вы помните, сказал: «Серьезные вещи не понять без смешных, Противоположности -друг без друга». Это безусловно подтвердится, если взглянуть на даже относительно поверхностные аспекты шестидесяти шуток, приведенных ниже. Легкость, с которой лишенный чувства юмора стращатель, приняв •подобающее выражение лица, посредством необходимой терминологии может убедить неразмышляющую публику, что веселость — почти что богохульство, — одна из причин этой ситуации. Но это совсем не означает, что такая нелепица верна. — 1 —
|