Думают ли животные?

Страница: 123456 ... 59

Акош Карой.

Думают ли животные?

Оглавление

Oт редактора.

Введение.

«Целесообразность» поведения животных в природе.

Особенности живых существ.

Водяные блохи и свет.

Почему ночная бабочка летит на пламя свечи?

Автоматизм в организмах животных.

Наследственность.

Элементы поведения животных.

Загадки ориентировки.

Принцип обратной связи.

Рефлексы.

Созревание.

Практика создает мастера.

Запечатление.

Обобщение и различение.

Сложные формы поведения.

Животные, которые умеют считать.

Превосходство нервной системы человека.

Путь, ведущий к человеческому мышлению.

М.: Наука, 1965

Oт редактора.

Думают ли животные?

«Да, думают, но не так, как люди», — отвечает автор этой книжки.

«Нет, не думают так, как люди», — отвечает советская физио­логия.

Два прямо противоположных ответа по своей форме, но так ли уж они различны по существу?

Хотя автор стоит на позициях диалектического материализма, он все же больше тяготеет не к физиологии, а к этологии. Этология, или наука о нравах животных, изучающая инстинктивную деятельность, до последнего времени покоилась на идеалистической основе — признании самопроизвольности этой деятельности. Поэто­му ее, естественно, больше интересует не то, чем психика живот­ных отличается от психики человека, а то, что между ними общего.

Когда И. П. Павлов начинал свою работу по изучению выс­шей нервной деятельности, ему приходилось бороться против антропоморфизма, ставящего знак равенства между психикой человека и животных. Он даже штрафовал своих сотрудников за выражения: «собака подумала», «собака захотела», «собака почув­ствовала». Но в конце своей деятельности он уже писал, что условный рефлекс есть явление не только физиологическое, но и психологическое. В настоящее время физиологический анализ все глубже проникает в изучение мозга, и вопрос — что общего в пси­хике животных и человека — вполне приемлем не только для этолога, но и для физиолога.

Этология — молодая биологическая наука, она существует всего 30 лет. За рубежом ей посвящается много исследований, ко­торые печатаются в специальных журналах. В нашей же стране такие работы насчитываются буквально единицами.

Различное отношение к этологии, по-видимому, объясняется исторически. В средние века изучение инстинктов животных вело к получению добавочных доказательств бытия божия. Даже в XIX в. некоторые исследователи инстинктов делали свое дело во славу божию, например пастор Брем-отец, иезуит Васманн и глу­боко верующий школьный учитель Фабр. Но они не были этологами. Этология началась с систематизации инстинктов, с расчле­нения их на последовательные фазы, с выяснения раздражителей [3] этих фаз, с отделения наследственной основы в каждом инстинкте и с использования инстинктов для выяснения родства между ви­дами животных. Начало этологии положили работы Лоренца, по­явившиеся в 1935 г.

— 1 —
Страница: 123456 ... 59