РЕНЕ ГЕНОН ЦАРСТВО КОЛИЧЕСТВА И ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ СОДЕРЖАНИЕ Глава первая. КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО.......................................................................... Глава вторая. "MATEBIA SIGNATA QUANTITATE" (МАТЕРИЯ, ОТМЕЧЕННАЯ КОЛИЧЕСТВОМ) Глава третья. МЕРА И ПРОЯВЛЕНИЕ Глава четвертая. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО Глава пятая. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ Глава шестая. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЦИИ Глава седьмая. ЕДИНООБРАЗИЕ ПРОТИВ ЕДИНСТВА Глава восьмая. СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА И СОВРЕМЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Глава девятая. ДВОЙНОЙ СМЫСЛ АНОНИМНОСТИ Глава десятая. ИЛЛЮЗИИ СТАТИСТИКИ Глава одиннадцатая. ЕДИНСТВО И ПРОСТОТА Глава двенадцатая. НЕНАВИСТЬ К ТАЙНЕ Глава тринадцатая. ПОСТУЛАТЫ РАЦИОНАЛИЗМА Глава четырнадцатая. МЕХАНИЦИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ Глава пятнадцатая. ИЛЛЮЗИЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ Глава шестнадцатая. ВЫРОЖДЕНИЕ ДЕНЕГ Глава семнадцатая. ОТВЕРДЕНИЕ МИРА Глава восемнадцатая. НАУЧНАЯ МИФОЛОГИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ Глава девятнадцатая. ПРЕДЕЛЫ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ Глава двадцатая. ОТ СФЕРЫ К КУБУ Глава двадцать первая. КАИН И АВЕЛЬ Глава двадцать вторая. ЗНАЧЕНИЕ МЕТАЛЛУРГИИ Глава двадцать третья. ВРЕМЯ, ПРЕВРАЩАЮЩЕЕСЯ В ПРОСТРАНСТВО Глава двадцать четвертая. К РАЗЛОЖЕНИЮ Глава двадцать пятая. ЩЕЛИ ВЕЛИКОЙ СТЕНЫ Глава двадцать шестая. ШАМАНИЗМ И КОЛДОВСТВО Глава двадцать седьмая. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСТАТКИ Глава двадцать восьмая. ЭТАПЫ АНТИТРАДИЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ Глава двадцать девятая. ИЗВРАЩЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ Глава тридцатая. ПЕРЕВОРАЧИВАНИЕ СИМВОЛОВ Глава тридцать первая. ТРАДИЦИЯ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ Глава тридцать вторая. НЕОСПИРИТУАЛИЗМ Глава тридцать третья. СОВРЕМЕННЫЙ ИНТУИЦИОНИЗМ Глава тридцать четвертая. ЗЛО ПСИХОАНАЛИЗА Глава тридцать пятая. СМЕШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО Глава тридцать шестая. ПСЕВДОИНИЦИАЦИЯ Глава тридцать седьмая. ОБМАН "ПРОРОЧЕСТВ" Глава тридцать восьмая. ОТ АНТИТРАДИЦИИ К КОНТРТРАДИЦИИ Глава тридцать девятая. ВЕЛИКАЯ ПАРОДИЯ ИЛИ ДУХОВНОСТЬ НАИЗНАНКУ Глава первая. КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО Обычно рассматривают количество и качество как два дополнительные термина, не понимая глубокого смысла этого отношения; этот смысл заключается в том соответствии, которое его предваряет. Исходить надо, таким образом, из первой космической дуальности, содержащейся в самом принципе существования или универсального проявления, без которой никакое проявление невозможно, какого бы рода оно ни было. Согласно индуистской доктрине эта дуальность Пуруши и Пракрити, или же, если использовать другую терминологию, это "сущность" и "субстанция". Будучи двумя полюсами всякого проявления, они должны рассматриваться как универсальные принципы; но и на другом уровне или, скорее, на других уровнях, представляющих собою более или менее частные области, которые можно наблюдать внутри всеобщего существования, также можно аналогичным образом употреблять эти же термины в относительном смысле, чтобы обозначить то, что соответствует или представляет эти принципы более непосредственно по отношению к определенному, более или менее ограниченному способу проявления. Так, можно говорить о сущности и субстанции либо по отношению к миру, то есть по отношению к состоянию существования, определенному некоторыми особыми условиями, либо по отношению к бытию, рассматриваемому как частное, или даже по отношению к его проявлению на каждой ступени существования; в этом последнем случае сущность и субстанция, естественно, представляют собою микрокосмическое соответствие тому, чем они являются с макрокосмической точки зрения для мира, в котором это проявление располагается, или, другими словами, они являются лишь конкретизациями тех же относительных принципов, которые являются определениями универсальных сущности и субстанции по отношению к миру, в котором они действуют. — 1 —
|