Конфуцианство: учение Кун Цзы

Страница: 12

Конфуцианство:
учение Кун Цзы

Почти одновременно с философскими книгами Лао Цзы и его учеников
появилась в Китае и другая группа философских сочинений, восходящих к
родоначальнику другой господствующей религии Китая - Кун Цзы, или Кон-
фуцию. Философия Конфуция и школа, ведущая от него свое происхождение,
коренным образом отличаются от философской системы Лао Цзы.
Классические конфуцианские книги распадаются на "Пятикнижие"
("У-цзин") и "Четверокнижие" ("Сы-шу"). Эти книги далеко не все могут
считаться религиозными. Некоторые из них к религии не имеют никакого
отношения.
Классическое "Пятикнижие" - еще и сейчас основной канон конфуциан-
ской религии - состоит из следующих сочинений: древнейшая книга -
"И-цзин" ("Книга перемен") - сборник магических формул, заклинаний;
"Шу-цзин" ("Древняя история") - история легендарных императоров;
"Ши-цзин" ("Книга песнопений") - сборник древней поэзии, отчасти кос-
мологического и мифологического содержания (в последней из четырех
частей сборника "Ши-цзин" есть и чисто религиозные песни или гимны,
исполнявшиеся в связи с религиозными обрядами и жертвоприношениями);
"Ли-цзи" ("Книга церемоний") - описание многочисленных церемоний, об-
рядов, далеко не все из которых имеют религиозное значение; последняя
книга, "Чун-цю" ("Книга весны и осени"), - это хроника одного из ки-
тайских княжеств, очень краткая, никаких религиозных элементов не зак-
лючающая.
"Сы-шу" ("Четверокнижие") состоит из следующих книг: "Дао-сюе" (Ве-
ликое учение") - учение о самоусовершенствовании человека, изложенное
по Конфуцию одним из его учеников; "Чжун-юн" ("Книга о середине") -
учение о необходимости соблюдать во всем гармонию и не вдаваться в
крайности; "Лун-юй" - книга изречений и афоризмов Конфуция и его уче-
ников; "Мэн Цзы" - учение философа Мэн Цзы, самого выдающегося из поз-
днейших учеников Конфуция.
В чем сущность конфуцианских сочинений? Основное содержание учения
Конфуция - это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это
система политической и частной этики. Конфуций основное внимание нап-
равлял на практическую сторону учения. (В отличие от некоторых других
легендарных основателей религий, Конфуций является вполне историчес-
кой личностью; биография его довольно хорошо известна; он был видным
сановником в княжестве Лу (годы жизни, согласно традиции, 551-479 до
н. э.). Однако, не все, что приписывается Конфуцию, было написано в
действительности им, и из того, что было им написано, далеко не все
дошло до нас в первоначальной редакции, но характер этого философа от-
разился достаточно отчетливо в книгах.) Это система чисто практичес-
ких норм поведения. Это учение о хорошем управлении государством, о
добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о пра-
вильном порядке в семейном быту.
Конфуцианство сложилось начиная с Ханьской эпохи (206 г. до н. э. -
220 г. н. э.).
По содержанию своему конфуцианский культ представляет собой прос-
тое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-
родовых обрядов. Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво
повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только
строгого соблюдения древних законов и установлений. Важнейшим из них
был культ предков, который и стал основным содержанием конфуцианского
культа.
По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность челове-
ка - это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков. В одном из
конфуцианских сочинений говорится: "Всегда выражать полное уважение к
родителям; доставлять им пищу самую любимую; скорбеть, когда они
больны; до глубины души сокрушаться при их кончине; приносить им,
усопшим, жертвы с (религиозной) торжественностью, - вот пять обязан-
ностей сыновнего благочестия". Итак, главным объектом конфуцианского
культа были духи предков. Но замечательно, что Конфуций требовал, что-
бы совершались обряды и приносились жертвы в честь предков не ради са-
мих духов, не ради того, чтобы удовлетворить их потребности или снис-
кать их милость, а исключительно потому, что обряды эти были установ-
лены с давних времен. Сами по себе духи не интересовали Конфуция.
Отношение к ним в конфуцианской религии чисто формальное.
Интересно, что на вопрос о том, что такое знание, Конфуций ответил:
"Употреблять все свои силы к исполнению того, что справедливо и при-
лично человеку; чтить духов и гениев и держаться в почтительном от них
отдалении - вот что называется знанием". На вопрос одного из своих
учеников, сознают ли умершие, что им приносят жертвы и поклоняются,
Конфуций ответил: "Если я скажу, что сознают, то можно бояться, что
те, которые исполнены сыновнего благочестия, пренебрегут всеми земны-
ми интересами, чтобы служить усопшим родителям так же, как служили жи-
вым; если я скажу, что не сознают, то можно опасаться, что дети будут
оставлять умерших родителей без погребения. Для тебя не представляет-
ся необходимости в непременном решении вопроса, а придет время - сам
все узнаешь".
Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя конфуциан-
ская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов (ли).
"Если не соблюдать издревле установленных обрядов, - говорил Конфуций,
- или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нес-
троения. Уничтожьте брачные обряды - не будет супругов (в истинном
значении этого слова) и разовьется разврат со всеми его преступления-
ми... уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут
заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут; унич-
тожьте обряд пин-цзинь - исчезнет различие между государем и чиновни-
ками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и
насилия". "Управлять государством без соблюдения ли, - говорится в
"Ли-цзи" (древнекитайском трактате о правилах поведения), - это все
равно что слепому быть без проводника; все равно что искать чего-либо
без свечи в темной комнате. Ли составляют необходимое условие народно-
го существования. Нет ли, то нельзя правильно служить духам земли и
неба; нет ли, то нельзя разграничить государя от чиновников, высших от
низших (по общественному положению), старших от младших (по
возрасту)..."
Учение Конфуция служило этической стороной всякого школьного обра-
зования в средневековом Китае на протяжении столетий. Конфуцианство
привнесло в сознание народов Дальнего Востока незыблемые нравственные
нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским де-
сяти заповедям. Это прежде всего "пять постоянств", или пять доброде-
телей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и
правдивость. К ним следует добавить так называемые "пять связей":
1) государя и подданного, господина и слуги. Эти отношения счита-
лись важнейшими в обществе и доминировали над всеми остальными. Безус-
ловная преданностьи верность господину была основой характера "благо-
родного мужа" в конфуцианском понимании;
2) родителей и детей. В этих отношениях подчеркивались непререкае-
мые права родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность
детей проявлять сыновнюю почтительность;
3) мужа и жены. Здесь права мужа были безграничны, а обязанности
жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому поведению и
ведению хозяйства;
4) старшего и младшего. Обязательным считалось не только уважение к
старшему по возрасту, но и к старшему по положению, чину, званию, мас-
терству;
5) между друзьями. Отношения между друзьями должны были носить ха-
рактер искренней и бескорыстной взаимопомощи.
К сожалению, наиболее гуманные конфуцианские заповеди, адресован-
ные "благородным мужам", соблюдались нерегулярно, однако именно они
служили базой нравственного воспитания личности. Положительный герой
конфуцианства так же "совершенно мудр", как и его даосский аналог, но
воплощает он не тип святого отшельника-аскета, а тип благородного му-
жа, ученого, чиновника, государственного деятеля, который объединяет в
себе "пять добродетелей", скромен и умерен во всем.
Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в морально-
этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном со-
вершенствовании: "Благородный муж стремится вверх, низкий человек дви-
жется вниз".
Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали
ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а приемникам - ревност-
но оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знания
из уст в уста и "от сердца к сердцу" по сути дела исключала возмож-
ность превратного толкования Учения, тем более что воспользоваться пи-
сьменными источниками без помощи наставника было совершенно невозмож-
но. Поскольку, согласно канону "пяти связей", отношения старшего и
младшего занимали важнейшее место, долг ученика перед наставником и
старшими товарищами является пожизненным и неоплатным.
Незыблемость существующего строя - основной принцип конфуцианства.
Это идеология патриархальной монархии, ставшая основной идеологией ки-
тайского феодализма. В "Чжун-юн" ("Книге о середине") весь традицион-
ный уклад жизни сведен к "пяти отношениям". Иерархические и патриар-
хальные отношения положены в основу всего.

— 1 —
Страница: 12