Хрестоматия по социологии
Составитель Аверьянов Л.Я.
Содержание
- Бодрийяр Ж В тени молчаливого большинства
- Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов
- Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии
- Дюркгейм Э., Метод социологии
- Зиммель Георг Общение. Пример чистой, или формальной социологии
- Зиммель Георг Как возможно общество
- Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий
- Луман Н.Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества
- Мангейм К. Глава IV. Образование, социология и проблемы общественного сознания (отрывок из Диагноз нашего времени)
- Маркузе Герберт Часть I. Одномерное общество (отрывок из Одномерный человек)
- Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
- Парсонс Т., Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем
- Плеснер X. Социализация капитала: проблема и перспективы
- Сорокин П. Заметки социолога. Больная Россия
- Адорно Т. Религия как средство. Идеологическая травля (отрывок из Исследование авторитарной личности)
- Данилевский Н.Я. Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому.
Глава XI. Европейничанье - болезнь русской жизни (отрывки из Россия и Европа)
- Зиновьев А. Зримые черты посткоммунизма (отрывок из Русская трагедия)
- Зомбарт В. Глава тринадцатая Современный экономический человек Глава шестнадцатая Предрасположение отдельных народностей (отрывки из Буржуа)
- Крейтор Н.Эндшпиль американского жизненного пространства
- Миллс Чарльз Райт Что нам обещает социология. Человеческое многообразие (отрывки из Социологическое воображение)
- Прудон Бедность как экономический принцип
- Тоффлер Э. Часть 1. Конец постоянства (отрывок из Шок будущего)
Бодрийяр Ж В тени молчаливого большинства
Все хаотическое скопление социального вращается вокруг этого пористого объекта, этой одновременно непроницаемой и прозрачной реальности, этого ничто -- вокруг масс. Магический хрустальный шар статистики, они, наподобие материи и природных стихий, "пронизаны токами и течениями".
Именно так, по меньшей мере, мы их себе представляем. Они могут быть "намагничены" -- социальное окружает их, выступая в качестве статического электричества, но большую часть времени они образуют "массу" в прямом значении слова, иначе говоря, все электричество социального и политического они поглощают и нейтрализуют безвозвратно. Они не являются ни хорошими проводниками политического, ни хорошими проводниками социального, ни хорошими проводниками смысла вообще. Все их пронизывает, все их намагничивает, но все здесь и рассеивается, не оставляя никаких следов. И призыв к массам, в сущности, всегда остается без ответа. Они не излучают, а, напротив, поглощают все излучение периферических созвездий Государства, Истории, Культуры, Смысла. Они суть инерция, могущество инерции, власть нейтрального. Именно в этом смысле масса выступает характеристикой нашей современности -- как явление в высшей степени имплозивное [1]*, не осваиваемое никакой традиционной практикой и никакой традиционной теорией, а может быть, и вообще любой практикой и любой теорией.
— 1 —