Андрей ГНЕЗДИЛОВ
ПУТЬ НА ГОЛГОФУ
Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе аозт фирма «клинт» Санкт-Петербург 1995
Особую благодарность автор приносит немецким друзьям, поддерживающим службу «хоспис» в России и оказывающим нам благотворительную помощь, как материальную, так и духовную — Питеру и Хельге Хекманн, а также Хельге Рекс. Их поддержка позволила этому труду увидеть свет. ПРЕДИСЛОВИЕ Образование современного врача основывается на воспитании веры в могущество науки, способной научить видеть самые ранние признаки болезни и своевременно ставить диагноз, открывающий путь к лечению, возможности которого сегодня чрезвычайно велики. Этот воинствующий оптимизм, однако, теряет свой блеск при общении с возможными итогами «терапевтического торжества» — в прозекторском зале, — когда познается, что «... ничего нет вернее смерти, того, что она придет для всех нас». Познание этой мудрости, к сожалению, еще не открывает таинств поведения у постели умирающего больного. Книга А. В. Гнездилова восполняет серьезный и общественно опасный пробел в образовании врача. Восхождение к мученическому концу жизни при умирании от рака — ее тема. Задача — научить врача освобождать человека от телесных и душевных страданий, связанных с заболеванием, обеспечивая возможность свершения последнего земного деяния души, понимания, прощания, прощения и успокоения, сохраняющих работу разума до последних мгновений жизни. Сколь важна эта непрекращающаяся работа разума! Вспомним, что писал об этом Л. Н. Толстой: «Разумная жизнь подобна человеку, несущему далеко перед собой фонарь, освещающий его путь. Такой человек никогда не доходит до конца освещенного места, — освещенное место всегда идет впереди него. Такова разумная жизнь, и только при такой жизни нет смерти, потому что жизнь, не переставая, освещает до последней минуты, и уходишь за ним так же спокойно, как и во все продолжение жизни». К сожалению, врач плохо подготовлен к общению с больным, получающим информацию о возможном развитии онкологического заболевания, воспринимаемого им как угроза жизни, и тем более к эмоционально напряженному общению с человеком, понимающим, что дни его сочтены. — 1 —
|