Миф о рождении героя

Страница: 123456 ... 61

Отто Ранк

МИФ О РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ

(Психологическая интерпретация мифологии)

ВВЕДЕНИЕ

Все известные высокоразвитые народы, такие как вавилоняне, египтяне, евреи и индусы,
жители Ирана и Персии, греки и римляне, так же как тевтоны и др., еще на ранней стадии
развития начали прославлять своих героев, мифических правителей и царей, основателей
религий, династий, империй или городов, одним словом, своих национальных героев, во
множестве поэтических сказаний и легенд. Истории рождения и раннего периода жизни таких
личностей в особенности окутаны фантастическими элементами, которые у различных
народов, несмотря на их географическую отдаленность и полную независимость друг от
друга, обнаруживают удивительное сходство, а отчасти даже буквальное соответствие. Этот
факт издавна поражал многих исследователей, и одна из главных проблем существующих
исследований в области мифологии и по сей день заключается в выяснении причины
существования таких широких аналогий между основными схемами мифических сказаний,
которые представляются тем более непостижимыми в силу сходства определенных деталей и
их повторения в большинстве мифологических построений*.

Теории, направленные на объяснение этих замечательных явлений в мифологии, в общем
сводятся к следующим идеям:

(1)"Идея народа", выдвинутая Адольфом Бастианом f(1868)**.

Эта теория предполагает существование "элементарных мыслей", так что единообразие
мифов является неизбежным следствием однородной направленности человеческих умов и
общего характера ее проявления, которые в опре-_______________________________

*Краткий, но довольно полный обзор основных теорий мифологии и их главных сторонников можно найти в Wundt:

Volker-psychologie, Vol. II, Leipzig, 1905, S.527.

**8astian: Das Bestandige in den Menschenrassen und die Spielweise ihrer Verandertichkeit, Berlin, 1868.

деленных пределах сходны для всех времен и народов. Подобное толкование в качестве
объяснения широкого распространения мифов о герое настойчиво отстаивал Адольф
Бауэр (1882)*.

  1. Объяснение широко распространенных параллельных форм в фольклоре и сказках
    первоначальной общностью, которое впервые представил Теодор Бенфей
    (Pantschatantra, 1859). Зародившись в соответствующем месте (Индия), эти сказки
    вначале были заимствованы первично родственными (а именно, индогерманскими)**
    народами, а затем, сохраняя общие изначальные черты, продолжали передаваться, в
    конечном итоге распространившись по всей земле. Такого рода объяснение широкого
    распространения мифов о герое впервые было использовано Рудольфом Шубертом
    (1890)*".
  2. Современная теория миграции, или заимствования, согласно которой отдельные
    мифы зародились у определенных народов (в частности, у вавилонян) и перенимались
    другими народами через устные предания (в ходе торговли и во время путешествий) или
    литературные влияния .***.

Несложно показать, что современная теория миграции и заимствования является просто
модификацией объяснения Бенфея, обусловленной вновь открывшимися и противоре-
чащими такому объяснению материалами. Глубокие и обширные исследования
современных ученых показали, что не Индию, а скорее Вавилон следует рассматривать в
качестве прародины мифов. Кроме того, мифические сказания, по-видимому, не
распространились из какой-то одной точки, а мигрировали отовсюду по всему
обитаемому миру. Сказанное выдвигает на передний план идею независимости
мифологических структур, идею, обобщенную Брауном

— 1 —
Страница: 123456 ... 61