Происхождение древнегреческой мысли

Страница: 123456 ... 70

http://www.sno.7hits.net/lib/index.htm

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли

Автор этой небольшой по объему книги - известный специалист в области сравнительного изучения древних религий. Ж.-П. Вернан ставит своей целью проанализировать исторический период, охватывающий начало второго тысячелетия до н.э. вплоть до 6-5 вв. до н.э. в ареале Средиземноморья и выяснить, каковы корни античной цивилизации, в силу каких причин и каким образом происходило становление новых социальных политических структур и, наконец, какие изменения наблюдались в образе мышления греков в этот исторический период; иначе говоря, книга представляет собой коротко и популярно изложенную весьма емкую концепцию возникновения полиса и нового типа "полисного" мышления.

Оглавление

Ж.-П. Вернан. Происхождение древнегреческой мысли

А.П. Юшкевич. Несколько слов о Ж.-П. Вернане и его книге [5]

Предисловие к русскому изданию [11]

Библиография [28]

Введение [30]

Глава первая. Исторический план [33]

Глава вторая. Микенское царство [42]

Глава третья. Кризис единовластия [58]

Глава четвертая. Духовный мир полиса [68]

Глава пятая. Кризис полиса. Первые мудрецы [89]

Глава шестая. Структура человеческого космоса [103]

Глава седьмая. Космогонии и мифы о высшей власти [126]

Глава восьмая. Новый образ мира [144]

Заключение [156]

Ф.Х. Кессиди. К проблеме происхождения греческой филоофии (Послесловие) [172]

Несколько слов о Ж.-П. Вернане и его книге

[5] Феномен эллинской культуры - зарождение философии, литературы, искусства, науки и их поразительно быстрый расцвет в древней Греции - с давних пор привлекал внимание ученых самых различных специальностей. Более ста лет назад известный французский филолог, историк религий и философ Эрнест Ренан назвал этот феномен "греческим чудом". И хотя чудеса в обычном понимании этого слова не подлежат рациональному объяснению, Ренан усмотрел причину данного феномена в якобы присущих арийским языкам абстрактности и метафизичности, в отличие от других языков, к примеру семитских, на базе которых не могли бы зародиться ни мифология, ни эпическое творчество, ни наука, ни философия, ни изящные искусства, ни гражданская жизнь. Вряд ли кто-либо ныне разделяет эту, по существу, расистскую концепцию Ренана, по меньшей мере в ее крайнем выражении. Но рожденный им оборот "греческое чудо" нашел широкое применение.

Выдающийся математик и историк математики Б. Л. Ван дер Варден на состоявшемся в июле 1961 г. Оксфордском симпозиуме по истории науки попросту свел возникновение одного "чуда" - древнегреческой культуры к [6] другому "чуду" - греческому духу [1, с. 42-45}. Мне довелось участвовать в этом симпозиуме, где я выступил против воззрений Б. Л. Ван дер Вардена. С критическими замечаниями в его адрес выступил также Ж.-П. Вернан, коротко изложивший основные положения предлагаемой сегодня советскому читателю книги "Происхождение древнегреческой мысли", которая вышла на французском языке в следующем после симпозиума 1962 г.

— 1 —
Страница: 123456 ... 70