Сергей Аванесов Философская суицидология Курс лекций Лекция 1. Введение в философскую суицидологию. Лекция 2. Общая характеристика исследовательского подхода к проблеме суицида. Лекция 3. Природа и самоубийство: справедливая смерть. Лекция 4. Божественность и самоубийство: "тайна вулкана, тайна мятежа". Лекция 5. Божественность и самоубийство (окончание): тоска по страшному. Лекция 6. Атеизм и самоубийство: amor mortis. Лекция 7. Абсурд и самоубийство: и жертвы и палачи. Лекция 8. Пантеизм и самоубийство: смех исчезновения. Лекция 9. Фатализм и самоубийство: смерть вне добра и зла. Лекция 10. Деизм и самоубийство: вечная смерть. Лекция 11. Бессмертие и самоубийство: презрение к телу. Лекция 12. Континуальность и самоубийство: диалектика смерти. Лекция 13. Пессимизм и самоубийство: блаженная смерть. Лекция 14. Автономия и самоубийство: нравственная казуистика смерти. Лекция 15. Суицид как онтологическая деструкция личности. Литература Примечания Лекция 1. Введение в философскую суицидологию Предлагаемый курс лекций заключает в себе исследование философской суицидологии, её содержания и оснований. "Суицидология" есть термин, закрепившийся, прежде всего, в современной науке1; он обозначает такую исследовательскую "отрасль" ("дисциплину"), предметом которой является самоубийство. До тех пор, пока суицидология остаётся только научной "отраслью", в ней могут применяться лишь частные методы науки: либо в единственном числе - в границах отдельных наук (в психологии, в социологии, в медицине и т.д.), либо в сумме - в тех случаях, когда суицидология утверждается в качестве специфической научной дисциплины. Но даже и "комплексный подход" к суициду2 не открывает его сути, оставаясь способом регистрации и систематизации эмпирических причин и фактических обстоятельств самоубийства. Открыть, в чём состоит суть суицида, наука не в состоянии (по собственной ограниченной природе) и потому должна обращаться за объяснениями к философии. Именно философия может определить, что такое суицид и, соответственно, с какой исследовательской меркой к нему надо подходить (если, конечно, имеется в виду адекватность и результативность этого подхода, а не формальная теоретико-методологическая непротиворечивость). Философская суицидология, кроме того, в силу одного лишь своего наличия утверждает неизбежную ограниченность частных методов науки (даже в их сумме) и тем самым выявляет относительность любого научного заключения на тему самоубийства. В этом смысле философия суицида (как фундаментальное познание самоубийства в его сути) необходимо предшествует всякой научной суицидологии - предшествует не только в теоретическом (логическом) измерении, но и в хронологическом (что и будет показано в настоящем исследовании). Таким образом, суицидология может быть выстроена лишь на философском фундаменте. — 1 —
|