Сочинения в четырех томах. Том 3. Часть 1

Страница: 123456 ... 548

Философское Наследие

том 128

Священник

Павел ФЛОРЕНСКИЙ

сочинения

В четырех томах

ТОМ 3(1)

«Издательство мысль »

МОСКВА — 2000

ББК 87.3(2) ? 73

РЕДАКЦИЯ ПО ИЗДАНИЮ БИБЛИОТЕКИ «ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ»

Составление игумена АНДРОНИКА (А. С. ТРУБАЧЕВА), П. В. ФЛОРЕНСКОГО, М. С. ТРУБАЧЕВОЙ

Редактор тома игумен АНДРОНИК (А. С ТРУБАЧЕВ)

Портрет на фронтисписе работы худ. Вл. А. КОМАРОВСКОГО. Июнь. 1924

©

Архив священника

Павла Флоренского. Тексты. 1999

©

Игумен Андроник (А. С. Трубачев), П. В. Флоренский, М. С. Трубачева. Составление. 1999

ISBN 5-244-00241-4 ISBN 5-244-00916-8

©

Игумен Андроник (А. С. Трубачев). Вступительная статья. 1999

©

Издательство «Мысль». 1999

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ»

«Мой «Столп» до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же на самом-то деле понимаю я в духовной жизни? И быть может, с духовной точки зрения он весь ока­жется гнилым» (из письма священника Павла Флоренского В. А. Кожевникову от 2 марта 1919 г.)1. Трудно поверить, что эти строки написаны отцом Павлом еще за два года до выхода его книги «Столп и утверждение Истины» (М., 1914). Столь резкий отзыв, при всей самокритичности отца Павла, объяс­няется тем, что к этому времени ему внутренне стал чужд дух теодицеи: «Столп...» был пройденным этапом жизни. Не случайно П. А. Флоренский первоначально в 1908 г. взял в качестве магистерской диссертации перевод и комментирова­ние неоплатоника Ямвлиха. Таинства брака (1910) и священ­ства (1911) явились теми семенами, из которых творчество отца Павла смогло расти в новом направлении—антропо­дицеи.

Сам термин «антроподицея» (от греч. ???????? — человек и ????—справедливость), «оправдание человека», впервые встречается у Флоренского в статье «Догматизм и догматика»2, затем упоминается в книге «Столп...» и подробно раскрывается во «Вступительном слове пред защитою на степень магистра... 19 мая 1914 г.»: «На возможный вопрос о содержании антропо­дицеи, может быть, следует ответить: «Разные виды и степени Бого-нисхождеиия должны составить основную тему ее». Дру­гими словами, речь должна идти там о категориях духовного сознания и об откровении Божием в Священном Писании; о священных обрядах и святых таинствах; о Церкви и ее приро­де; о церковном искусстве и церковной науке, и т. д. и т. д. А это

1 См.: Иеродиакон Андроник (Трубачев). Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского // Журнал Москов­ской Патриархии. 1982. № 4. С. 16.

— 1 —
Страница: 123456 ... 548