Философское Наследие Том 124 Священник Павел ФЛОРЕНСКИЙ сочинения в четырех томах том 2 издательство « мысль » москва — 1996 ББК 87.3(2) Ф73 РЕДАКЦИЯ ПО ИЗДАНИЮ БИБЛИОТЕКИ «ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ» Составление и общая редакция игумена АНДРОНИКА (А С. ТРУБАЧЕВА), П. В. ФЛОРЕНСКОГО, М. С. ТРУБАЧЕВОЙ Издание выпущено в свет при содействии Комитета РФ по печати © Архив священника Павла Флоренского. Тексты. 1995 © Игумен Андроник (А. С. Трубачев), П. В. Флоренский, М. С. Трубачева. ISBN 5-244-00241-4 Составление. 1995 ISBN 5-244-00251-1 © Издательство «Мысль». 1995 (р) Скан и обработка: glarus63 КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ АНТИНОМИИ ИММАНУИЛА КАНТА1 С приложением экскурса об антиномической структуре разума Ваше Преосвященство и Глубокочтимое Собрание! Два имени — подобно двум кризисам в жизни отдельного человека — разграничивают возрасты европейской мысли. Платон и Кант — вот эти два водораздела, отделяющие неведомое, теряющееся в космого-ниях седой древности начало философии от ее конца, которым еще чревато неисследимое будущее. С именами этими навеки срослось самое значительное, что есть в философии, и если бы погибли все философские произведения, кроме Диалогов Платона и Критик Канта, то, кажется, мы все-таки сохранили бы право гордиться философскою библиотекою человечества. Платон возглавил собою древний род своих философских пращуров и начал новый род, который много столетий жил за счет платоновского учения о разуме и о познаваемых им идеях. Последним блестящим — если не самым блестящим! — развивателем платонизма был Лейбниц. Вот почему мы не должны удивляться, что революционный Кант захотел низвергнуть этого потомка греческого мыслителя, вознамерился подсечь зазеленевший отпрыск на платоновском корне. В лице Лейбница он обрушивался на Платона; в лице Платона сводил счеты со всей европейской философией. Принцип истины от человека столкнулся с принципом истины от Бога. Само-позна-ние — с Бого-познанием. Дольнее с неслыханною силою противостало горнему. Тот отдел «Критики чистого разума», который носит название «Трансцендентальной диалектики», во всем величии представляет титаническую борьбу двух исполинов философии — Канта и Платона. И в этой схватке эпизод едва ли не наиболее значительный и, во всяком случае, бесспорно, наиболее захватывающий — антиномии чистого разума. Всем известно, конечно, что в отделе об антиномиях Кант имеет своею целью доказать само-противоречивость — 1 —
|