Двуликий янус

Страница: 123456 ... 150

Оглавление

Введение

Эмпатия и феномен «естественного раздвоения» «Я»

Художественное «Я»

Художественная энергия

Вера, надежда, любовь и художественная фантазия

Можно ли научить творчеству?

Эмпатия (вчувствование, перевоплощение, идентификация и искусство). Из истории вопроса

Примечания

«Двуликий Янус» / О природе творческой личности. М., 1996.

Главная цель книги - обратить внимание на развитие таких мало исследованных творческих способностей, как эмпатия, художественная энергия и таких нравственных стимулов творчества, как вера, надежда и любовь. В своих выводах автор опирается на опыт выдающихся мастеров искусства и на современные (главным образом, зарубежные) экспериментальные исследования.

Сегодня проблема воспитания и формирования творческой личности приобретает исключительную актуальность. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть в конечном счете - наиболее эффективно организовывать свою деятельность.

В решении этой задачи особая роль принадлежит искусству. Искусство организует человека на творческое преобразование мира в соответствии с высшими гуманистическими идеалами, формирует духовный мир личности, ее мировоззрение.

Для того, чтобы целенаправленно воспитывать творческую личность, необходимо знать как механизмы, ее формирующие, так и особенности структуры. Художник является наиболее благодатной моделью для такого изучения.

Мы попытаемся на примере анализа личности и творчества художников выявить и описать некоторые общие закономерности и черты творческой личности. Разумеется, мы при этом далеки от мысли, что каждый член общества обязан быть профессиональным музыкантом, писателем или певцом, но научить творчески мыслить при помощи средств искусства возможно всякого. Остановимся прежде всего на вопросе, что же такое вообще творческая личность художника.

Введение

Понятие «эмпатии» было введено в науку и интенсивно разрабатывалось во второй половине XIX - начале XX в. на почве немецкой философии, психологии и эстетики под названием «вчувствования». Термин «эмпатия» ввел в психологию Е.Б. Титченер (1909 г.) в качестве английского эквивалента для немецкого термина «Einf?hlung». Наиболее известными представителями теории «вчувствования» являются немецкие психологи и эстетики Т. Липпс, В. Вундт, И. Фолькельт, К.Гросс.

— 1 —
Страница: 123456 ... 150