И.А.Ильин АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА ИССЛЕДОВАНИЕ В 2-Х ТОМАХ Париж, 1953 Т о м П е р в ы й О СУБЪЕКТИВНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА О ДУХОВНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА ПРЕДМЕТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА О ВЫРОЖДЕНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА Т о м В т о р о й ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА Примечание вебмастера. В широко представленном в сети издании "Аксиом" Ильина (М.: "Рарогъ", 1993) имеются три лакуны. Здесь их нет. – В. Д. Наталии Николаевне Ильиной Т о м П е р в ы йПредисловиеВсякое религиозное верование и делание имеет в своей основе особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной чистоте и о богосоответствии своего опыта. Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, растить, углублять и образовывать свой духовный опыт, иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов и компромиссов, личная подслеповатость и власть все выветривающего времени – ослабят, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно, из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению. Именно это и происходит с современным человечеством: у него остались конфессиональные организации, догматы, учения и обряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность и искренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной и жизненно-творческой силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим и воинствующим безбожием. Современное человечество изобилует "православными", "католиками" и "протестантами", которым христианство чуждо и непонятно; мы уже привыкли видеть в своей среде "христиан", которые суть христиане только по имени, которые лишены религиозного опыта и даже не постигают его сущности. И эта своеобразная безрелигиозность религиозно-сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного и религиозного кризиса. — 1 —
|