Церковь и экономика

Страница: 12345678

Церковь и экономика

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви, как организации, являющейся в обществе влиятельной экономической силой.

Религия - многолика. Если обратиться к Википедии, то там перечислены такие ее функции, как мировоззренческая, коммуникативная, интегративная, политическая, культурная, психотерапевтическая и даже дезинтегрирующая, т.е. используемая для разъединения людей, для разжигания вражды и войн между разными религиями и вероисповеданиями, но ни слова не сказано о такой важнейшей ее функции, как экономическая, которая собственно и лежит в основе всех других функций.

Повторяю, я не собираюсь в этой статье рассуждать о научной обоснованности религии, как одной из форм иррационального верующего общественного сознания (звучит парадоксально, не правда ли?), а также исследовать сходство и различия между десятками религиозных течений. Моя задача – проследить взаимодействие церкви и экономических процессов в обществе. А ее роль в экономике всегда была и остается до сегодняшнего дня весьма значительной. Причем она и для самой церкви является целеполагающей, служащей нередко причиной многочисленных распрей между различными конфессиями, между которыми веками идет борьба за владение храмами, монастырями, земельными угодьями и ценностями.

Обратимся к истории.

Уже в Древнем Египте и в Двуречье храмы были собственниками значительных земельных участков и крупными рабовладельцами. При фараоне Рамсесе III только трудоспособных рабов в храмовых хозяйствах насчитывалось около 108 тысяч человек, а если добавить членов их семей, то это число возрастало до 450 тысяч человек. Кроме рабов на пашнях, принадлежавших жрецам, работали еще и общинники. В ведении храмов находилось 285 тысяч гектаров земель – более одной восьмой части сельскохозяйственных угодий страны. Священники верно служили власти, провозглашая ее божественное происхождение. Вера в загробную жизнь настолько владела умами фараонов и богатых людей, что они еще при жизни своей строили себе роскошные гробницы. Некоторые из них приобретали поистине грандиозные размеры, например, знаменитая пирамида Хеопса. Она возведена из 2,3 млн. известняковых блоков общим весом около 7 млн. т. В строительстве пирамиды участвовало 7 отрядов, насчитывающих тысячи рабочих и мастеров. Ее строительство окончательно подорвало экономический потенциал Древнего Египта.

В Месопотамии в двухтысячных годах до н.э. храмы взимали немалую плату за совершение религиозных обрядов. Бичом для народа были кредиторы-ростовщики, которыми были жрецы храмов (наряду с царскими чиновниками и торговыми агентами) Они подобно паукам, постепенно высасывали из должника все жизненные соки. Ссуда, которую выдавали ростовщики, обеспечивалась залогом земли, дома, рабов или иного вида имущества. Сумму, выдаваемую взаймы, называли qaqqadu, или «головой». Латинское слово caput, означающее «голова», послужило образованию слова «капитал». Таким образом, священнослужители Вавилона стояли у истоков термина, обозначающего высшую форму эксплуатации человека человеком. Царь Вавилона Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) вынужден был в своих знаменитых законах несколько умерить аппетиты ростовщиков и установить предельный процент при даче в заем зерна или серебра. С хлеба закон разрешал брать максимум 33,3%, а с серебра – 20%. Заимодавцам категорически запрещалось превышать процент, установленный Хаммурапи. В Вавилонии храмы были крупными землевладельцами, на которых располагались плантации финиковых пальм и зерновые поля. Храмы содержали также большие стада коров, ослов, мулов, верблюдов, овец и коз. При храмах были мастерские для изготовления пряжи и тканей из шерсти, в которых работали рабыни.

— 1 —
Страница: 12345678