Путем огня или разговор с нагвалем в режиме on-line

Страница: 123456 ... 16

Путем Огня, или Разговор с нагвалем в режиме on-line

"Основной принцип магии состоит в том, что если вы искренне во что-то верите, это станет правдой - для вас".

Гарри Тертлдав, "Дело о свалке токсичных заклинаний".

1. Предисловие, в котором говорится о непростом положении шаманизма в современной культурной ситуации.

Скончавшийся в прошлом году выдающийся антрополог, археолог и исследователь шаманизма Майкл Рипински-Наксон в одной из своих программных статей ("Шаманизм: религия или ритуал?", Journal of Prehistoric Religion, Vol. 6, 1992) заявлял, что в своих исследованиях "старался избегать жанра поп шаманизма Новой Эры, разработанного "адвокатами альтернативного шаманства", чей опыт по большей части заключался в общении с собственными последователями сидя в конференц-залах и тому подобных местах". Слишком уж часто, продолжает Рипински-Наксон, "урбанистический поп-шаман использует шаманизм как подсобное средство для достижения успеха в популярной психологии и в программах самоусовершенствования на массовом рынке. В подобных группах шаманство - не более чем один из аспектов культурной моды. И скорее всего очень немногие из них в полной мере представляют себе все муки физических лишений, длительных испытаний, внутренних кризисов личности и схваток со смертью, связанных с подлинным шаманским призванием. Изучение методов, используемых шаманами, еще никого не сделало шаманом. Конечно, и шаманизм порой различается в методах и характерных состояниях сознания. Однако определение становится значащим, только если охватывает соответствующий культурный контекст и поведение. Можно посещать школу, чтобы приобрести знание, но приобретение мудрости - совершенно иное дело. Можно шаманствовать, изучив соответствующие приемы, но не всякому дано поступить в "шаманский университет". Повторяю: это призвание, связанное с серьезными психологическими и духовными изменениями личности. Таким образом я считаю, что шаманизм Новой Эры не в состоянии выразить точную динамику социокультурной ситуации - ни исторически, ни феноменологически. Его озабоченность интеграцией шаманских элементов в социальную ткань, в которой шаманизм как институт не фигурирует, сопровождается огромным недостатком осознания, проницания и прочувствования истинного шаманского опыта".

К чему здесь столько Рипинского? Дело в том, что, в целом разделяя точку зрения авторитетного антрополога на феномен поп-шаманизма (и принимая ее за точку зрения официальной науки), мы не можем не отметить у него ряда противоречивых положений, касающихся нынешнего культурного контекста, или, говоря словами Рипинского, современной "социальной ткани", якобы отторгающей институт шаманизма. Собственно, что такое "истинный шаманский опыт" в определении автора, на что он нацелен?

— 1 —
Страница: 123456 ... 16