Человеческий цикл

Страница: 123456 ... 258

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл

Глава I. Цикл развития общества

Современная Наука, завороженная величием своих открытий в области

естествознания и объявляющая Материю единственной реальностью, давно

пытается построить на основании одних лишь физических данных изучение Души,

Разума и тех проявлений Природы в человеке и животном, для исследования

которых знание психологии столь же важно, сколь и знание любой другой

естественной науки. При таком подходе сама психология опирается на

физиологию и тщательное исследование деятельности мозга и нервной системы.

Поэтому неудивительно, что в истории и социологии основное внимание

уделялось объективным данным - законам, общественным установлениям,

ритуалам, традициям, экономическому развитию и факторам - в то время как

более глубокие явления психологического характера, столь важные в

деятельности такого разумного, эмоционального, творчески мыслящего существа,

как человек, совершенно упускались из виду. Такого рода наука склонна

объяснять исторические события и общественное развитие экономической

необходимостью или причиной, т.е. экономикой в самом широком смысле этого

слова. Некоторые историки даже отрицают или не принимают во внимание - как

нечто крайне несущественное - воздействие мысли и влияние мыслителя на

развитие общественных институтов. Они полагают, например, что Французская

революция произошла бы в силу одних лишь экономических предпосылок-именно

так, как она произошла, и в то же самое время- даже если бы Руссо и Вольтер

не написали ни строчки, а философская мысль девятнадцатого века не создала

смелые и радикальные теории.

Однако в последнее время Материя как первооснова, всесторонне

объясняющая Разум и Душу, начала ставиться под сомнение и зародилось

движение за освобождение человеческого сознания от поглощенности

естественной наукой, хотя пока дело не пошло дальше нескольких неуклюжих

робких попыток. Тем не менее в этих попытках можно увидеть первые проблески

осознания того, что за экономическими движущими силами и причинами

социального и исторического развития действуют глубинные силы

психологического характера и, может быть, даже силы самой души; и вот в

довоенной Германии, стране рационализма и материализма, которая в течение

последних полутора веков была еще и колыбелью новой мысли и оригинальных

учений - хороших и плохих, благотворных и разрушительных, один самобытный

ученый создал и явил свету первую психологическую теорию истории. Первым

попыткам на новом поприще редко сопутствует полный успех, и немецкий

— 1 —
Страница: 123456 ... 258