Канон перемен

Страница: 123456 ... 20

КАНОН ПЕРЕМЕН

"Канон перемен", или в менее точном, но более известном переводе "Книга перемен" ("И-Цзин", другое название "Чжоу и"), относится к числу величайших и одновременно наиболее загадочных творений человека. С точки зрения породившей его китайской культуры (древнейшей из ныне существующих на земле) он представляет собой творение Сверхчеловека, запечатлевшего в особых символах и знаках тайну мироздания. "Канон перемен" — Книга книг, одно из духовных чудес света.

ПРЕДИСЛОВИЕ "Чжоу и" включает в себя каноническую часть (в двух разделах), созданную, видимо, в VIII-VII вв. до н. э., — собственно "И-Цзин" и комментирующую часть, созданную в VI-IV вв. до н. э., — "И чжуань" (или "Ши и" — "Десять крыльев", то есть семь комментариев — чжуань, три из которых имеют по два раздела), в которой важнейшее значение имеет "Си цы чжуань" ("Комментарий привязанных афоризмов"). Специфическую основу "И цзина" составляют 64 гексаграммы (люшисы гуа) — особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов — целой и прерванной — во всех возможных сочетаниях. Черты, называемые девяткой и шестеркой, истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь (прерванная) и ян (целая), а их комбинации — как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центральную роль в этой системе играют 8 триграмм (ба гуа) — сочетания из трех черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий.

8. Кунь7. Гэнь6. Кань 5. Сюнь 4. Чжэнь 3. Ли2. Дуй1. Цяньверхние

триграммы

нижние

223820163545128. Кунь

15523953625631337. Гэнь

74295940644766. Кань

46184857325028 445. Сюнь

2427342512117 254. Чжэнь

36226337553049 133. Ли

19416061543858102. Дуй

112659341443 11. Цянь

Цянь — творчество, крепость, небо, отец;

Кунь — исполнение, самоотдача, земля, мать;

Чжэнь — возбуждение, подвижность, гром, первый сын;

Кань — погружение, опасность, вода, второй сын;

Гэнь — пребывание, незыблемость, гора, третий сын;

Сюнь — утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь;

Ли — сцепление, ясность, огонь, вторая дочь;

Дуй — разрешение, радостность, водоем, третья дочь.В философском аспекте каждая черта может быть иньской или янской, а в гадательном — еще и "молодой" или "старой". Обладая этими свойствами, черты занимают определенные позиции в гексаграмме, которые могут им соответствовать или нет. Чертам ян соответствуют нечетные позиции, чертам инь — четные, поэтому наиболее гармоничной в данном смысле является гексаграмма 63 Цзи цзи (Уже конец), а дисгармоничной — парная ей по принципу противоположности 64 Вэй цзи (Еще не конец). Первая (нижняя) позиция знаменует начало, зарождение процесса; вторая — апогей его внутреннего развития; третья — кризисный переход от внутреннего состояния к внешнему; четвертая — внешнее обнаружение процесса; пятая его максимальное проявление; шестая — завершение или перерождение в иной процесс. Позиции также символизируют следующие свойства и образы: 1 — твердость, ступни, простолюдин; 2 — мягкость, голени, служилый; 3 — справедливость, бедра, вельможа; 4 — гуманность, туловище, придворный; 5 — яновость, плечи, государь; 6 — иневость, голова, совершенномудрый.

— 1 —
Страница: 123456 ... 20