Археология сна

Страница: 123

АРХЕОЛОГИЯ СНА

Поздний вечер. Вы уже поужинали, посмотрели любимые телепередачи. Глаза слипаются, одолевает зевота, пора и на боковую. Вы чистите зубы, раздеваетесь, забираетесь под одеяло, в мягкую постель. Можно еще прочесть на сон грядущий страницу-другую, но вскоре усталость берет свое, и вы проваливаетесь в сон. Вдруг раздается пронзительный звон будильника, в окно уже заглядывает солнце. Вы стряхиваете остатки сна и с трудом припоминаете виденные ночью сны. Прохладная вода помогает бодро встретить новый день, а чашка кофе окончательно приводит вас в чувство.

Вы думаете, это повседневная картинка для всех людей на Земле? Оказывается, в разных цивилизациях люди спят по-разному и неодинаково относятся ко сну. И большинство населения нашей планеты спит не так, как привыкли спать мы. Да и европейцы всего два века назад совсем иначе относились ко сну.

Как ни странно, антропологи и этнографы только сейчас начинают изучать привычки, связанные со сном у разных народов.


Мягкая подушка - сравнительно новое изобретение. У многих народов издавна существовали жесткие подставки для головы, вырезанные из дерева или алебастра и употребляв шиеся во время сна. Часто такие подставки применялись для того, чтобы не смять во сне сложную прическу причем не только у женщин, но и у мужчин. На снимке - воин кочевого племени туркана (Кения) спит, укрывшись одеялом и устроив голову на подставке.

Американская исследовательница Кэрол Уортман собрала сведения о сне у десяти народов, не связанных с европейской или западной культурой.

Представители всех этих народов предпочитают спать большими группами, чтобы сквозь сон слышать дыхание соплеменников, вздохи домашнего скота, треск костра, дающего тепло. Только в таких условиях спящий чувствует себя в безопасности - он знает, что в случае нападения врагов или диких зверей кто-то обязательно поднимет тревогу. Заснуть в одиночку человеку из такого племени никак не возможно.

Спят на звериных шкурах, циновках, на низких деревянных топчанах и просто на земле. Подушки или какие-либо изголовья встречаются редко. Спать обычно ложатся в своей дневной одежде. Практически никто, включая детей, не соблюдает какие-то определенные часы для сна, но режим сна и бодрствования диктуется сменой дня и ночи, света и тьмы. Никаких ярких источников света, которые позволяли бы растянуть рабочий день намного дольше светового, просто не существует. Люди, живущие в таких условиях, скорее жалуются на пересып, чем на недосып.

Часто способ спать отражает различия между разными слоями общества. Так, в новогвинейском племени гебуси, которое занимается выращиванием плодов в небольших садах и охотой на диких свиней, женщины, девушки и дети спят на циновках в небольшом загончике общинного дома, напоминающего длинный барак. Мужчины и юноши спят в более просторном помещении того же дома, на деревянных топчанах. Женщины спят около 10 часов в сутки и засыпают как только стемнеет. Мужчины дольше остаются на ногах. Примерно раз в месяц устраивается "бал" - пляски и пиры на всю ночь, а потом все племя целый день отсыпается.

— 1 —
Страница: 123