Золотое сечение в живописи

Страница: 123456 ... 142

Ф. В. Ковалев

Золотое сечение
в живописи

Допущено
Министерством культуры УССР

в качестве учебного пособия
для художественных институтов

и училищ

КИЕВ

ГОЛОВНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ИЗДАТЕЛЬСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ВЫЩА ШКОЛА»

1989


ББК 85.14я7
К56

УДК 75(07)

Рецензенты: ст. науч. сотр., канд. физ.-мат. наук В. М. Петров
(Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Мин-
культа СССР и АН СССР), канд. искусствоведения Г. Я. Скляренко
(Институт искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского
АН УССР), доц., канд. техн. наук П. Е, Шпара (Харьковский институт ин-
женеров коммунального строительства)

Редакция литературы по машиностроительному комплексу
Редактор Е. В. Алексейчук

Ковалев Ф. В.

К56 Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие.— К.: Вы-
ща шк. Головное изд-во, 1989.— 143 с, 90 ил., табл.—
Библиогр.: 77 назв.

ISBN 5—11—001336—5.

Изложены закономерности формообразования в природе и искус-
стве, зрительного восприятия и композиционного построения изобра-
жения. Показана роль золотого сечения. Даны рекомендации по прак-
тическому применению золотой пропорции при создании целостной
гармонической формы, наиболее полно выражающей содержание про-
изведения живописи и удовлетворяющей потребность человека в пре-
красном.

Для художественных институтов и училищ.

,4903020000—125

КМ211(04)-89 541-89ББК 85.14я7

ISBN 5—11—001336—5© Издательское объединение

«Выща школа>, 1989


Предисловие

Я хочу сократить вам путь долгих и
тяжелых исканий.

Н. П. Крымов

Опыт преподавания рисунка, живописи и композиции в художествен-
ных институтах и училищах убедительно показывает, что теоретические
положения этих дисциплин, особенно композиция, разработаны недостаточ-
но. Многие понятия и определения, положенные в основу их преподавания,
толкуются неоднозначно. Каждый художник-педагог полагается на свой
личный опыт, на опыт своих учителей и неизбежно вносит в обучение долю
субъективизма.

Научные знания по математике (геометрия и перспектива), физике
(свет и цвет), анатомии и физиологии человека (строение и работа глаза
и мозга), психологии (восприятие цвета и его воздействие на человека),
получаемые учащимися на занятиях по общеобразовательным предметам,
мало увязываются или не увязываются вовсе с обучением по специальности
художника.

В процессе подготовки художника большие надежды возлагаются на
природную одаренность учащихся, степень усвоения и выполнения заданий
по специальным предметам, но недооценивается роль выработки стройной
системы научных знаний и материалистического мировоззрения. Поэтому
при выходе из стен учебного заведения молодой художник не получает
прочных основ в системе понятий профессионального и мировоззренческого
характера, что отрицательно сказывается на его творческой работе.

— 1 —
Страница: 123456 ... 142