Любовь исцеляющая: очерки психологии болезни и выздоровления

Страница: 123456 ... 129

А. Бочаров

А. Чернышев

Любовь исцеляющая: очерки психологии болезни и выздоровления

«Свет Православия», 2004

Предисловие

В нашем понимании, разговор о медицине возможен с нескольких точек зрения, каждая из которых предполагает определенные границы рассмотрения и уровень компетентности исследователя.

Во-первых, подход научно-медицинский. Это — медицинская наука в широком понимании: исследования, эксперименты, обсуждение их результатов, сравнение эффективности препаратов и методов лечения, историко-медицинские изыскания. Здесь действительны законы научного поиска и логики.

Во-вторых, подход биоэтический. Он особенно актуален и востребован в наше время. Развитие свое он получил в рамках современных «общечеловеческих ценностей». Основы биоэтики вырабатываются медицинским сообществом и носят не только этический, но и юридический характер. Другое дело, что сама планка этих ценностей с каждым годом понижается. Вспомним историю медицины ХХ века: легализация абортов, распространение эвтаназии, клонирование… Список можно продолжать. Русская Православная церковь в своей Социальной доктрине четко определила отношение к основным биоэтическим проблемам на основе святоотеческого антропологического учения. Например, ни в каком виде не будет приветствоваться эвтаназия, а аборты категорически осуждены.[1] «Мы не можем остановить развитие науки. Но нам нужна мудрость. Мудрость, с которой ученые должны подходить к своим желаниям» — сказал один русский православный иерарх.[2]

В-третьих, подход психологический. Это изучение психологических аспектов жизнедеятельности больного человека, влияния болезни на личность, влияния личностных особенностей на возникновение и течение болезней. Медицинская психология рассматривает также аспекты психосоматических расстройств, изучает психологию взаимодействия врача и пациента. Это отрасль профессиональной психологии, в рамках которой возможен православный взгляд на проблемы.

В-четвертых, пастырский подход. Это уже советы священника: как вести себя в болезни, как готовиться к смерти, что делать, если в доме тяжелобольной человек, какой образ жизни вести во время беременности (духовные аспекты).

Некоторые авторы, к сожалению, смешивают эти подходы (не путать с синтезом), готовя некую «солянку сборную грибную». Есть и положительные примеры. Работы И.В. Силуяновой[3] — прекрасный образец биоэтического подхода, книга игумена Евмения (Перистого) «Здравствуй, малыш»[4] — замечательное пастырское напутствие беременной женщине и ее супругу.

— 1 —
Страница: 123456 ... 129