АН. Ждан ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» Издательство Московского университета 7990 ББК 88 Ж42 Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета Рецензенты: кафедра психологии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина; доктор психологических наук М Г. Ярошевский Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва Ж42 МГУ, 1990.—367 с. ISBN 5—211—01027—2 Учебник представляет собой систематическое изложение курса истории психологии (отечественной и зарубежной) от античности до настоящего времени; дается определение предмета истории психологии, ее основных методологических проблем, излагаются психологические идеи в рамках философских учений о душе и сознании, история психологи» как самостоятельной науки. Для студентов-психологов, преподавателей, всех интересующихся развитием психологических знаний. 077(02)-90 ISBN 5-211—01027—2 © Ждан А. Н., 1990. Введение Мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прежним; даже отрицая его, мы опираемся на него. Л. С. Выготский Специфика научного труда предполагает необходимость иметь информацию о прошлом. Собственное исследование должно быть органически связано с историей изучаемого вопроса, ибо нет такой проблемы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории. «История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования. Последняя должна органически вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время в психологической науке одним из необходимейших условий, определяющих научную ценность данной работы»,— писал Б. М. Теп-лов *. Ближайшая история, охватывающая наше столетие, органически входит в современность: учение о целостности в гештальтпсихологии, о бессознательном в глубинной психологии, понимание мышления в Вюрц-бургской школе и др. составляют основу современных исследований, но материал более отдаленной и даже совсем далекой истории «не отрицается полностью, понимание его ограниченности не препятствует частичному включению его в более широкую систему знаний»2. — 1 —
|