Двенадцать чувств

Страница: 123456 ... 136

Соесман Альберт

Двенадцать чувств

Содержание

Предисловие

Чувство осязания и чувство жизни

Чувство собственного движения и чувство равновесия

Чувство обоняния и чувство вкуса

Чувство зрения и чувство тепла

Чувство слуха

Чувство речи, чувство мысли и чувство Я

Заключение. Чувство Я и «историческая совесть»

Послесловие. Взгляд назад — размышления — антропософское движение

Примечания

Альберт Соесман родился в 1914 г. С 1943 по 1983 гг. работал врачом в Гааге. Тема двенадцати органов чувств в течение многих лет является основной в его курсах и докладах. В своей книге, являющейся введением в антропософское учение об органах чувств, Альберт Соесман ясно показывает насколько мало мы знаем о мире наших органов чувств. Эта книга может быть полезна для всех, кому интересна эта тема и, прежде всего, воспитателям, учителям, терапевтам, людям, связанным с искусством.

Сегодня люди говорят: истинным ученым является только тот, кто строго логически интерпретирует наблюдение и эксперимент, кто переходит от одной мысли к другой только при условии, что это допускается правильно разработанными методиками. Тот, кто этого не делает, не является ученым. Но, мои дорогие друзья, предположим, что мир был бы творцом, художником и пренебрегал бы нашими тщательно разработанными диалектическими и экспериментальными методиками; что сама природа работала бы под воздействием творческих импульсов. Тогда человеческая наука также должна стать творчеством, в противном случае она не сможет постичь природу! Но это не совпадает с точкой зрения современной науки. Ее точка зрения такова: имеет ли природа творческий или иллюзорный характер, это нам безразлично; мы приказываем, каким образом должно заниматься наукой. Какое нам дело до того, имеет ли природа творческий характер или нет? Нам нет до этого никакого дела, так как подобная точка зрения не совпадает с нашей.

Слова Рудольфа Штайнера, обращенные к молодому поколению

3 октября 1922 года

Опираясь на это высказывание Р. Штайнера, в нашей книге мы стремились к композиционно-феноменологическому, то есть научно-творческому способу рассмотрения.

Предисловие

В последние десятилетия я регулярно проводил семинары и читал лекции, посвященные учению Р. Штай-нера об органах чувств. Часто после подобных лекций меня спрашивали, не хочу ли я все сказанное обобщить в виде книги. Совершенно очевидно, что хотя многие люди заинтересованы тем, что Р. Штайнер сообщил об органах чувств (в конечном итоге мы все в каждый момент времени имеем дело с нашими органами чувств!), но им сложно или же вовсе невозможно понять то, что можно найти по этой теме в записанных с его слов (стенографических) докладах. Дело осложняется еще и тем, что Рудольф Штайнер различал не пять общепринятых органов чувств, а двенадцать.

— 1 —
Страница: 123456 ... 136