Аркадий Тимофеевич АверченкоТом 4. Сорные травыСобрание сочинений в шести томах – 4«Собрание сочинений в шести томах»: Терра, Республика; Москва; 2000 ISBN 5-250-02689-3, 5-300-02844-4, 5-300-02566-6 АннотацияВ четвертый том сочинений А. Аверченко вошли сборники произведений, впервые опубликованные в 1914–1917 гг.: «Сорные травы» (1914), «Записки театральной крысы», «Волчьи ямы», «Шалуны и ротозеи» (1915), «Позолоченные пилюли» (1916), «О маленьких – для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917). Яркая сатирическая книга «Сорные травы», выпущенная автором под псевдонимом Фома Опискин в 1914 г., с тех пор не переиздавалась. Рассказы и фельетоны, вошедшие в этот том, не утратили своей актуальности и представляют интерес для современного читателя. http://ruslit.traumlibrary.net Аркадий Тимофеевич АверченкоСобрание сочинений в шести томахТом 4. Сорные травыФома Опискин. Сорные травы*ПредисловиеПрежде, чем сказать что-нибудь об этой книге, я считаю необходимым сказать несколько слов об её авторе. Кто такой Фома Опискин? Многие из читателей считали и до сих пор считают «Фому Опискина» псевдонимом какого нибудь скромного, скрывающего свое настоящее имя, писателя; читателей сбило с толку сходство имени и фамилии этого юмориста с именем и фамилий популярного персонажа из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Это совершенно случайное совпадение. Фома Степаныч[1] Опискин – это настоящее имя и фамилия сатирического писателя и постоянного сотрудника журнала «Новый Сатирикон». Фома Степаныч происходит из мелкопоместных бедных дворян Екатеринославской губернии, Славяносербского уезда. Отец его Степан Селиваныч[2] служил в должности воинского начальника в г. Славяносербске, и в 1890 году вышел в отставку, занявшись воспитанием своего сына. Молодой Фома рос, окруженный самой нежной заботливостью, самыми нежными попечениями. Он сам рассказывает, что не помнит ни одного случая, чтобы отец когда-нибудь ударил его палкой или каким-нибудь другим предметом. Наоборот, если родительская рука и поднималась или и опускалась на маленького Фому, то только для того, чтобы приласкать его… Ясно, что в этой атмосфере и создалась душа нежная, чуткая, сердце доброе и возвышенное… Кроме этих свойств, я должен указать еще на одно, – пожалуй, на самое главное Фома Степаныч отличается исключительной, пожалуй, даже болезненной скромностью и застенчивостью. В этом всякий читатель может сразу убедиться, – едва только раскрыв «Сорные травы». В начале книги помещен портрет Фомы Степаныча – и что же! Фома Степаныч снят там в совершенно оригинальном виде – с лицом, закрытым руками. Даже в таком виде нам стоило громадного труда уговорить его стать перед фотографическим аппаратом. Тщетно мы указывали ему на то, что читателям будет приятно увидеть лицо человека, с которым они духовно сжились и которого они так любят за независимость и ядовитость его сатиры. — 1 —
|