О граде божьем. ок.426 н.э. ? (Августин Блаженный)Источник: Содержание О ГРАДЕ БОЖИЕМ Книга первая 3 Книга вторая 5 8 Книга третья 105 Книга четвертая 160 Книга пятая 210 Книга шестая 2 70 Книга седьмая 304 Книга восьмая 355 Книга девятая 409 Книга десятая 445 Книга одиннадцатая 511 Книга двенадцатая 565 Книга тринадцатая 612 Книга четырнадцатая 653 Книга пятнадцатая 705 Книга шестнадцатая 770 Книга семнадцатая 843 Книга восемнадцатая 901 Книга девятнадцатая 994 Книга двадцатая 1059 Книга двадцать первая 1141 Книга двадцать вторая………………………...1210 Августин Блаженный О Граде Божием. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — 1296 с. — (Классическая философская мысль). Книга первая Предисловие В этом сочинении, любезнейший сын мой Марцеллин, тобою задуманном, а для меня, в силу данного мною обещания, обязательном, я поставил своей задачей защитить град Божий, славнейший как в этом течении времени, когда странствует он между нечестивыми, «живя верою» (Аввак. II, 4), так и в той вечной жизни, которую сейчас он «ожидает в терпении» (Рим. VIII, 25), веря, что «суд возвратится к правде» (Пс. XCIII, 15), и которую он обретет в силу несомненного ее превосходства, защитить против тех, которые ставят своих богов выше его Основателя. Велик и тяжел этот труд; но «Бог нам прибежище» (Пс. LXI, 9). Знаю, каше нужны силы для того, чтобы убедить гордых, как велика доблесть смирения, благодаря которой все земные величия, колеблющиеся от непостоянства времени, превосходит не присвоенная себе человеческой спесью высота, а та, которая даруется божественною благодатью. Ибо Царь и Основатель этого града, о котором мы задумали говорить, открыл в Писании Своем народам определение божественного закона, в котором сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. IV, 6; I Пет. V, 5). Но то, что принадлежит одному только Богу, старается присвоить себе и надменный дух гордой души, и любит, чтобы ему вменяли в славу Щадить покорных, низлагая гордых Virg. Aeneld VI, v. 853. Блаженный Августин 4 Поэтому, насколько того требует предпринятый мною труд и насколько это представляется возможным, нельзя обойти молчанием и земного града, который, стремясь к господству, сам находится под властью этой страсти господствовать, хотя ему и поклоняются народы. Глава I Из этого-то града и выходят враги, от которых нам надлежит защищать град Божий. Многие из них, впрочем, исправив заблуждение нечестивости, становятся вполне приличными гражданами града, но многие до такой степени воспламеняются ненавистью к нему и до такой степени оказываются неблагодарными к очевидным благодеяниям его Искупителя, что поднимают против него в настоящее время языки свои даже потому, что, избегая вражеского меча, спасли жизнь, которою гордятся, в его священных местах*. — 1 —
|