Боговидение

Страница: 123456 ... 82

В.Н.Лосский

БОГОВИДЕНИЕ

Перевод с французского В.А.Рещиковой

В кн.: В.Н.Лосский. Боговидение. с.311-452
М.: Издательство АСТ, 2003
Golden-ship, 2008

Содержание

Предисловие

  1. Предание отцов и схоластика
  2. Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков
  3. Александрия
  4. Капподикийцы
  5. Богословы сирийско-палестинской школы и святой Кирилл Александрийский
  6. Видение Бога в аскетической литературе
  7. Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник
  8. Видение Бога в византийском богословии
  9. Паламитский синтез

Предисловие

Среди православных богословов нашего поколения Владимир Лосский был одним из тех, кто стремился показать Западу, что Православие – не историческая форма восточного христианства, а непреходящая и кафолическая истина. Свидетельствовать об этом и было основной заботой его жизни, и это же свидетельство побудило его работать в двух направлениях, которые – как он мыслил – друг друга дополняют: византийское богословие органически продолжающее предание греческих отцов, и латинское Средневековье, в котором он искал – в частности в образе мыслей М.Экхарта – пункты возможного совпадения с восточным Православием.

Этот двойной научный интерес В.Лосского продолжал традицию Петербургского университета, к среде которого принадлежала его семья и из которой вышли как знаменитые византологи, так и известные знатоки Западного Средневековья. Но основным аспектом, определившим путь этого исследователя и богослова, был духовный аспект схизмы между Западом и Востоком. Те именно пункты, которые он считал наиболее разделяющими христиан, и привлекли в первую очередь его внимание: учение об исхождении Святого Духа и учение о нетварных энергиях Божиих. Мы видим, что все труды В.Лосского пронизаны этим двойным устремлением: сохраняя всю целостность Православия, вести диалог с христианским Западом.

В спорах и защите истины Владимир Лосский бывал иной раз непримиримым и жестким. Однако мы видели, как в последние годы своей жизни он все больше и больше преуспевал в том мудром спокойствии, которое было в нем столь привлекательным, что Этьенн Жильсон мог написать в своем предисловии к посмертному изданию магистерской работы Лосского об Экхарте: "Какой-то мир тихо излучался от этого такого скромного и совершенно простого и доброго человека, тайна которого и состояла может быть в том, чтобы быть среди нас самим воплощением христианского духа, и воплощение это совершалось в нем в силу призвания как бы совершенно естественного".*

* Vision de Dieu, Neuchatel, 1962, pp.7-9. [Перевод с французского.]

— 1 —
Страница: 123456 ... 82