Буддизм

Страница: 1234

Буддизм

Буддизм на протяжении многих веков был основной духовной традицией в
большинстве районов Азии, включа страны Индокитая, а также Шри Ланку,
Непал, Тибет, Китай, Корею и Японию. Подобно индуизму в Индии, он оказал
большое влияние на интеллектуальную, культурную и художественную жизнь
этих стран. Однако, в отличие от индуизма, учение буддизма восходит к
одному человеку, Cиддхартка Гуатаме, так называемому "историческому"
Будде. Он жил в Индии в середине шестого века до н.э., в то удивительное
время, когда в мир пришло столько духовных учителей и гениальных
философов: Конфуций и Лао-Цзы в Китае, Заратустра в Иране, Пифагор и
Гераклит в Греции.

Если индуизм уделяет первостепенное внимание мифологии и ритуалу, то
буддизм, в первую очередь, интересуется психологией. Цель Будды
заключалась не в том, чтобы удовлетворять людское любопытство по вопросам
происхождени мира, о природе божественного начала и т. л. Его, в основном,
интересовала человеческа жизнь, наполненная страданиями и разочарованиями.
Поэтому его учение было не метафизическим, а, скорее,
психотерапевтическим. Он указал причину страданий и способ их преодоления,
воспользовавшись для этой цели традиционными индийскими понятиями- такими,
как МАЙЯ, КАРМА, НИРВАНА и т. д., и дав им совершенно новое
психологическое истолкование.
После смерти Будды в буддизме появилось две основные школы, Махаяна и
Хинаяна. Хинаяна, что означает "Малая Колесница", -ортодоксальна школа,
придерживающаяся буквального истолкования наставлений Будды, в то время
как Махаяны, "Великая Колесница", характеризуетс более гибким подходом,
который воплощается в утверждении, что дух учения важнее, чем его
буквальная формулировка. Учение Хинаяны получило распространение на
Цейлоне, в Бирме и Таиланде, а учение Махаяны в Непале, Тибете и Китае,
став, таким образом, основной из двух школ. В самой Индии буддизм был, по
прошествии столетий, поглощен более гибким и восприимчивым индуизмом, а
Будда был признан одним из перерождений многоликого Вишну.
Распространение буддизма Махаяны в Азии в ее различных культурных
регионах, среди народов, обладавших своеобразным менталитетом, привело к
тому, что Учение Будды истолковывалось с различных точек зрения.
Восприемники Учени разрабатывали Его до мельчайших деталей и привносили в
Него свои оригинальные идеи. Таким образом они сохранили живой характер
буддизма в течение многих веков и создали сложнейшие философские системы,
включающие в себя глубокие психологические откровения.
Однако, несмотря на высокоинтеллектуальный уровень философии Махаяны, эта
школа никогда не ставит своей основной целью абстрактные рассуждения.
Интеллект, как это вообще принято в мистических системах, расценивается
как одно из средств, помогающих "расчистить" путь дл непосредственного
мистического прозрения, которое в буддизме получило название
"пробуждения". Основной смысл последнего заключаетс в том, чтобы покинуть
Мнр интеллектуальных разграничений и противопоставлений и оказаться в мире
"АЧИНТЬИ", немыслимого, действительность которого предстает в виде
нераздельной и недифференцированной "таковости".

— 1 —
Страница: 1234